15 февраля исполняется 30 лет со дня вывода советских войск из Афганистана

15 февраля исполняется 30 лет со дня вывода советских войск из Афганистана

Десять долгих лет среди гор и песков выполняли присягу воины-интернационалисты. Тогда совсем юные, они попадали под обстрелы, видели смерть сослуживцев и погибали сами, получали ранения и контузии. Каждый из них, можно сказать ,герой, хотя и не все они удостоились боевых орденов и медалей.

Анатолий Каримов – личность на Быховщине известная. Его, главного врача центральной районной больницы, если и не лично, то по фамилии знают все. Опытный доктор, управленец, семьянин – один из воинов-интернационалистов.

На мою просьбу рассказать о себе как о воине, прошедшем сквозь пламя Афганистана, Анатолий Минниталхатович лишь скромно пожал плечами: «А что обо мне писать? Есть более достойные «афганцы», имеющие боевые награды. Корзо Михаил, Зубаревич Владимир, Шадурин Олег, Леонов Михаил». Однако откровенная беседа все же состоялась.

Когда в 1986-ом году фельдшера выездной бригады скорой помощи призвали на службу в армию, 20-летний парень сразу попросился в Афганистан.

– Решение принял осознанно, – рассказывает Анатолий Каримов. – В то время я уже успел пожить один, своим умом, вдали от папы и мамы. Подумал, что мои профессиональные навыки наверняка там пригодятся. Широкого освещения в прессе о событиях в той высокогорной стране не было, но все знали, что там идет настоящая война. И я прекрасно понимал, что мне тоже придется участвовать в боевых операциях.

Три месяца солдат Каримов провел в учебке в городе Хорог Таджикской ССР. А следующие год и три месяца ему предстояло провести в горах Памира. Кишлак Нашир, в котором обосновалась база советских солдат, был полностью под влиянием афганских правительственных сил. Здесь же находился и царандой.

На базу советских солдат доставили на вертолетах. В тот день стоял густой туман. Новобранцы помогли разгрузить продовольствие и дрова с углем. А после построения их заселили в землянки.

Начал службу стрелком, а через пару месяцев занял место фельдшера, который демобилизовался.

– Мы стояли на самой высокой точке по двум сторонам горного хребта, контролировали тропы, ведущие из Пакистана в Афганистан. Нашей задачей было не допустить прохода по ним моджахедов, поставки оружия. Вместе с тем, наша застава помогала строить местному населению новую жизнь, параллельно его защищая, оказывая медицинскую помощь, обеспечивая продовольствием.

О том, что сын отправился служить в страну, где разгорелась гражданская война, Каримовы-старшие не знали. Парень намеренно скрыл это не только от родителей, но и от своей будущей жены. «Поменять они бы уже все равно ничего не смогли, а только переживали бы, – поясняет Анатолий Каримов, – на руку мне сыграло еще и то, что призывался из Славгородского военкомата, а родители жили в Гомельской области. Мое местонахождение стало известно родным только тогда, когда пошел второй год моей службы».

– До Афганистана оружие в руках держали?

– Боевое, конечно, нет. Из охотничьего ружья стрелял – отец брал с собой на охоту. Когда учился в медучилище, неплохо получалось поражать мишени из мелкокалиберной винтовки. Даже в республиканских соревнованиях участвовал.

– За время службы часто приходилось применять оружие?

– В прямое противостояние вступать не доводилось. У нас был очень серьезный объект – стояла минометная батарея, две безоткатные пушки и зенитная установка. Поэтому моджахеды близко не подходили, а если и пытались прорваться, то только ночью. Но и эти попытки были для них неудачными. Наш разведчик постоянно ставил на тропах «сигналки». Помню, как в первый раз попал на сработку. Глубокой ночью всех подняли тогда по тревоге. Началась пальба из всех видов оружия. Вот тогда мне стало действительно страшновато. А на утро на месте обстрела нашли лишь погибшего осла да разбитые ящики.

У опасной черты Анатолий Каримов оказывался не раз, но беда обходила молодого парня стороной. “Считаю, что мне крупно повезло в том, что оказался на серьезно укрепленном объекте. Складывалось немало ситуаций, когда попросту находился в удачном месте”.

Одно время на целых два месяца солдата Каримова с группой однополчан направили на боевое задание со звеном вертолетов, которому было поручено патрулировать горы. Один из тех дней в воздухе запомнился особо.

– Мы летели на пяти вертолетах – трех МИ-8 и двух «крокодилах» – когда первый сообщил, что в него попали моджахеды, ведущие огонь из заброшенного кишлака. В ту секунду никто и подумать не мог, что все быстро закончится. Последовали ответные залпы, и враги были уничтожены.

На следующее боевое задание направили всю погранзаставу. По данным разведки в кишлаке находилась вражеская группа до десяти человек и, судя по всему, среди них был иностранец. Были перекрыты проходы по двум ущельям. Но и на этот раз мне даже не пришлось открывать огонь. Прорываться моджахеды начали по одному ущелью, а я с товарищами стоял на другом.

– Какие были условия для оказания медицинской помощи?

– По большому счету никакие: пинцет, скальпель, зажим – вот и все мои инструменты. Серьезную операцию провести было просто невозможно.

Часто оказывали помощь местной милиции. Их обстреливали, они нарывались на противопехотные мины. Помню, как из Кабула прибыл новый начальник их заставы. Об этом стало известно моджахедам, которые с двух сторон на него и напали. К счастью, не совсем удачно. Офицер получил два касательных ранения в грудь и ранение в живот, а более 10 пуль попали в руку, которой держал автомат, он-то и принял на себя всё. Офицера удалось спасти, но руки он все же лишился.

В 1988-ом Анатолий Каримов служил в пустыне в зоне ответственности Пянжского погранотряда, где был построен пантонный мост для вывода советских войск из Афганистана. Солдаты стояли вдоль дороги, по которой выходила часть армии. После проведенных среди песков двух с половиной месяцев Анатолий Минниталхатович подхватил инфекцию и был отправлен в госпиталь в Душанбе. Выписался спустя почти пять месяцев, как закончилась служба. Старший сержант, командир БТРа, командир отделения управления и домой возвращался, выполняя очередное задание: офицер из медчасти в Хороге, откуда вылетал на самолете, поручил сопроводить солдата после контузии.

Вернувшись на родину, Анатолий Каримов продолжил работать медиком. Сразу трудился в бригаде скорой помощи на Гомельщине. После отучился в мединституте. Был заместителем главного врача по амбулаторно-поликлинической работе Быховской ЦРБ, возглавлял Чаусскую ЦРБ.

– Часто вспоминаете Афганистан?

– Забыть такое невозможно. Это вам скажет каждый, кто там побывал.

Екатерина ГУРСКАЯ.

Последние новости

НА СТРАЖЕ ЗАКОНА

Какие нарушения выявлены при проверке содержания скота, рассказали в прокуратуре Могилевской области

29 ноября 2024
Читать новость
СПОРТ

Смольская взяла бронзу в спринте на старте Кубка России в Ханты-Мансийске

29 ноября 2024
Читать новость
КАЛЕЙДОСКОП

Погода на выходные: преимущественно без осадков и до +5°С днем

29 ноября 2024
Читать новость
ПРЕЗИДЕНТ

Лукашенко подтвердил заинтересованность Беларуси в углублении диалога с Палестиной

29 ноября 2024
Читать новость
В МИРЕ

НАТО хочет заморозить украинский конфликт, чтобы восстановить силы ВСУ, заявили в СВР России

29 ноября 2024
Читать новость
ОБЩЕСТВО

Банковские карточки могут не работать в Беларуси ночью 30 ноября

29 ноября 2024
Читать новость

Архивы

Рекомендуем