Никогда больше… Холокост в Быховском районе
«Сначала они пришли за евреями.
Я молчал – я не был евреем.
Затем они пришли за коммунистами.
Я молчал – я не был коммунистом.
Затем они пришли за профсоюзными работниками.
Я молчал – я не был профсоюзным работником.
Затем они пришли за мной.
Но уже не осталось никого, кто мог бы мне помочь.»
Пастор Мартин Нимеллер
Термин Холокост (от англ. holocaust, из др.-греч. Λοκαστος – «всесожжение») используется для обозначения одной из крупнейших этнополитических трагедий в истории мировой цивилизации – систематического преследования и истребления немецкими нацистами и коллаборационистами из других стран миллионов жертв нацизма, почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других национальных меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам.
Этот самый крупный целенаправленный геноцид в истории человечества был продолжением многовековой истории антисемитизма. В силу религиозных, экономических и других противоречий во всей Западной Европе вплоть до XV века осуществлялось массовое преследование евреев, которые были вытеснены в Восточную Европу. Одним из государств, где отношение к еврейскому народу было толерантным, была Речь Посполитая. Город Быхов на восточной её границе не был исключением.
История евреев в Быхове уходит своими корнями в глубокое прошлое. В 1654 году в городе проживало около 1000 евреев, в 1860 году – 3294 человек (51,7%), в 1926 году – 2575 человек (33,6%), в 1939 году – 2295 евреев (20,8%). Еврейская община существовала в Быхове с начала 17 века, о чём свидетельствует и ныне существующая каменная синагога, построенная в этот период. Еврейское население города не чувствовало себя пришлым и активно участвовало в общественной жизни города. В 1659 году во время захвата Быхова русскими войсками было убито около 300 евреев, которые плечом к плечу с другими защитниками города обороняли его от врага.
В 1747 году в городе имелись синагога, еврейское кладбище. В 1816 году Абель Случкин арендовал суконно-талесную мануфактуру (18 станков, 84 рабочих). К 1834 году в Быхове действовало 6 синагог, в 1860 году – 11 синагог. С 1868 года раввином города был Гирша Залманович Баталин, с 1872 года – Хаим Богин. С 1890 года действовала еврейская богадельня. Основным занятия евреев в Быхове была торговля (главным образом сельскохозяйственной продукцией) и изготовление одежды.
В 1906 году Менделю Славину было разрешено открыть в Быхове частное мужское 1-классное еврейское училище. В 1911—1913 годах в городе работало частное женское еврейское 1-классное с приготовительным классом училище Баранова. В 1910 году в Быхове функционировало 8 синагог. К 1913 году евреям принадлежали типография, мастерская фотографии, 3 книжные лавки, имелись еврейская библиотека-читальня, общество пособия бедным евреям. С 1925 года в городе работала начальная еврейская школа (была закрыта в конце 1930-х годов). К 1928 году в Быхове было 6 синагог, в том числе 3 хасидские (2 любавичские и 1 старосельская), было 2 раввина, в том числе один — хасидский.
Как видим, еврейское население Быхова весьма органично вписывалось в повседневную жизнь небольшого приднепровского местечка…
В начале июля 1941 года в Быхов пришли оккупанты. Еврейское население покидало территории, к которым лихим маршем катились танки Гудериана, некоторые всё же оставалась на насиженных местах. Одни – от безысходности, другие, помня первую мировую войну (тогда кайзеровские войска, оккупировавшие западную часть Беларуси, относились к еврейскому населению почти как к «своему»), считали, что немцы не так уж и страшны, а быховские зажиточные евреи братья Хаскины, обиженные Советской властью, даже встречали новую власть хлебом-солью…
Но и это не помогло.
Оккупанты второй мировой действовали в соответствии со своими Нюрнбергскими законами…
28 августа 1941 года можно считать датой начала холокоста в Быховском районе. В этот день на ремонт дороги Быхов – Рогачёв было отправлено 252 человека, юноши и девушки еврейской национальности. Вооружённых кирками и лопатами людей привезли ко рву на окраине города, прозванному в народе «Гоньковым» (на месте рва в прошлом протекала небольшая речушка, впадающая в Днепр, она «гнала» воду из Днепра на пойму, отсюда и такое название). Там, по завершению работ, все они были расстреляны фашистами.
В начале сентября 1941 года в Быхове по приказу коменданта города обер-лейтенанта Мартуса была проведена принудительная перепись населения. Одной из граф в переписном листе была национальность…
После переписи в городе организовали гетто (от итал. ghetto nuovo «новая литейная») – традиционно так назывались районы, где проживали этнические меньшинства, добровольно либо принудительно, в более или менее жёстких условиях. Термин зародился в Венеции в 1516 году для обозначения района, являющегося местом изолированного проживания евреев. Во время Второй мировой войны гетто стали называть жилые зоны оккупированных территорий, куда немецкие нацисты насильственно перемещали евреев для компактного проживания под надзором.
Под его территорию отвели пространство между замком и Преображенским храмом. (Храм был построен в конце ХIХ века и располагался возле здания, в котором сейчас находится редакция районной газеты «Маяк Прыдняпроўя». Был взорван фашистами в 1944 году. На месте храма в конце ХХ века верующими города установлен деревянный крест). В гетто были интернированы еврейское население города и советские номенклатурные и партийные работники, не успевшие эвакуироваться из Быхова в первые дни войны. Как и в других гетто, созданных нацистами на оккупированных территориях, быховским евреям было приказано нашить на одежду белые или жёлтые лоскуты ткани в виде звезды Давида, древнего символа иудаизма. На охрану гетто властями была выделена рота полицейских.
По воспоминаниям местных жителей узникам гетто дали возможность взять с собой нехитрые пожитки и разрешили ночевать «под крышей», в замке, однако лишили продовольствия и питья. После недельного пребывания в гетто узников стали выводить колоннами под охраной за реку Днепр, в сторону деревни Воронино. Пленников, обессиливших после недельного заточения, больных, стариков и детей вывозили из гетто на машинах.
Расстрелы производились в нескольких километрах от деревни Воронино в противотанковом рву. Во многих источниках пишется о том, что идущих на смерть людей заставляли раздеваться, изымали одежду, обувь, личные вещи. Все вещи тщательно досматривались – преступники искали золото и драгоценности. После расстрела мародёры попытались организовать в Быхове распродажу личных вещей своих жертв, однако торговля не пошла – местное население отказалось приобретать у «кровавых» торговцев богатство, нажитое ими на горе узников гетто. Всё собранное во время расстрелов было погружено в вагоны с надписью «Fatherland».
До самой зимы 1941 года по городу рыскали нацисты и их приспешники – полицаи. Почти ежедневно они выявляли еврейские семьи, оставшиеся в городе, и проводили аресты мирного населения. Местами расстрелов мирного еврейского населения на территории города Быхова стали район базирования немецкого аэродрома, территория ацетонового завода (ныне консервно-овощесушильный завод), на которой с первых дней оккупации располагался концентрационный лагерь и «Гоньков» ров.
Во многих деревнях в период коллективизации были созданы еврейские колхозы, поэтому в сельской местности также проживало немалое количество евреев. Волна холокоста захлестнула населённые пункты Быховского района. Практически было уничтожено еврейское население деревень Неряж, Сапежинка, Гамарня, Мокрое, Красный Осовец, Новый Быхов, Селиба, Студёнка, Городец, Давыдовичи, Красница.
Быховской районной комиссией по расследованию и установлению преступлений немецко-фашистских захватчиков и их сообщников на территории района, зафиксировано и документально подтверждено ещё одно преступление нацистов. В конце 1943, года с целью сокрытия своих злодеяний, нацисты стали производить раскопки мест массовых захоронений. Эксгумацией занимались советские военнопленные. Останки жертв вывозились в район деревни Язвы (сейчас д. Восточное) и сжигались в месте, специально приспособленном для данных целей. Свидетели и участники этой акции также были уничтожены.
После освобождения Быховского района от оккупантов и по окончании Великой Отечественной войны в город стали возвращаться еврейские семьи, успевшие эвакуироваться в глубь страны до прихода нацистов, и евреи фронтовики – солдаты, внесшие свой вклад в общую победу над фашизмом.
На родине им пришлось столкнуться с ужасной трагедией холокоста, увидеть пепелища на месте своих домов, узнать о трагической судьбе своих родных, близких, друзей.
В 1946 – 1947 годах еврейская общественность города Быхова инициировала эксгумацию и перезахоронение останков жертв холокоста на еврейском кладбище. Было установлено два памятника на братских могилах погибших евреев мужского и женского пола.
В 2006 году в местах массовых расстрелов еврейского населения Быховского района установлены памятные знаки. Первый памятник был открыт около противотанкового рва недалеко от деревни Воронино, последующие – рядом с «Гоньковым» рвом и в районе деревни Сапежинка.
Эти памятные знаки – напоминание живущим: такое не должно повториться. Никогда больше…
Директор Быховского районного историко-краеведческого музея
Сергей Жижиян