Легенды Быховской крепости
Историю любого города порой лучше всего отражают местные легенды. Фантастические и противоречивые, нереальные, но хранящие некие наставления потомкам, легенды и предания уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни.
Легенды Быховской крепости уходят корнями в глубокую древность, и стоит, пожалуй, начать с истоков — с названия населенного пункта.
Существует ряд легенд, которые расшифровывают нам название города. Основная из них — Быхов — Быў-хоў. Легенда о том, что здесь издревле было удачное место, дабы схорониться от набегов неприятеля или от иных, порой природных катаклизмов, частично подтверждается и географией, и археологией. По данным могилевского археолога В.Ф. Копытина, на территории как средневекового, так и современного Быхова в прошлом находилось несколько укрепленных городищ, где жизнь зародилась на десяток веков раньше даты первого упоминания города в летописях — 1393 года.
Другая легенда рассказывает о могучем волоте из народа — Быховце, который погиб в бою с татарами, а на месте его могилыкургана и возник город. Я полагаю, что здесь возникла некая аллюзия: наложение легенды о возникновении Могилева, повествующей о Машеке; упоминание о татарах, которые казались нашим предкам большим злом; древние поверья о курганахмогилах мифических воиновисполинов. Эта легенда довольно романтичная, но вряд ли может претендовать на некую достоверность.
В конце ХVI века князь Ходкевич начал строительство первых укреплений в городе. В связи с этим в Быхове сохранилась легенда, опубликованная в середине ХIХ века в нескольких источниках. Называлась она «Бълорусское преданіе о постройкъ кръпости въ старомъ Быховъ». Из легенды следовало, что у первых строителей крепости процесс не ладился: «Скілько земли не сиплють, чого не роблять, нічого не вдіють». Крепость не строилась, и было принято решение отправить по дороге из Быхова людей, дабы привели они первых встречных в город. Шли гонцы довольно долго, пока не встретился им «хлопец», взяли они его под руки и повели в город, а за «хлопцем» увязалась и «девка». А в городе, как гласит легенда, «вже й яму ім наготували», а затем обоих в этой яме похоронили заживо. После этого работа пошла, и крепость в Быхове была построена.
По мнению ряда историков и исследователей, подобные истории характерны для многих городовзамков средневековой Европы, а в Беларуси похожей легендой пугают туристов — посетителей Гольшанского монастыря. Кроме того, в записках игумена Ореста упоминается, что в Быхове в 1687 году сожгли несколько десятков чародеев, что говорит о присутствии языческих верований в городе.
Со временем крепость расширялась, кроме замка в систему укреплений Быховской цитадели вошли построенные в ХVII веке синагога и костел. С ними связаны уже описанные на станицах «МП» предания о гибели атамана Золотаренко и строительстве синагоги. От былого расцвета Быховского замка и временах военных лихолетий нам остались легенды о подземных ходах на территории крепости и под Днепром. Если история про подземный ход из Быхова в Могилев, проходящий под Днепром (про это вам расскажет любой быховчанин, а иные и покажут начало хода — под одной из сторожевых башен замка, которые иногда почемуто величают «капличками»), вероятнее всего, миф, то замок, синагога и костел, несомненно, были соединены между собой подземными ходами. В условиях длительной осады городакрепости это не столько причуды архитектора или хозяина последней, сколько необходимые атрибуты цитадели, которые, вероятно, не раз в грозные времена выручали в первую очередь мирных жителей Быхова…
После 1917 года появилась «легенда» о том, что в замке содержались белые генералы во главе с Л.Г.Корниловым, которые на самом деле находились под арестом в здании женской гимназии. В замке же в это время квартировали офицеры польского корпуса И.Р. ДовборМусницкого.
В период оккупации Быхова во время Великой Отечественной войны на территории замка немцы устроили гетто. По легенде все вещи узников, которые ушли из замка в свой последний путь к Гоньковому рву и другим местам расстрела мирного еврейского населения, оккупанты сначала складировали в замке, а после перенесли в подземелья, где они находятся до сих пор. Поговаривают, что после войны даже нашлись искатели «скарба обреченных», но территорию замка заняли военные, и поиски прекратились по понятным причинам.
Среди населения ходили слухи о том, что здание замка немцы перед отступлением заминировали. Правда, логики в этой истории нет, как не было и смысла минировать этот объект. Возможно, это тоже наложение одной истории на другую — взрыв СвятоПреображенской церкви, которую оккупанты взорвали в 1944 году.
В 1970х годах многие энтузиасты снова искали подземные ходы на территории крепости, где к тому времени расположились цеха мебельной фабрики. Некоторые даже уверяют, что видели входы в подземелье и пытались проникнуть в них, но задыхались от нехватки кислорода и возвращались назад. Правда, конкретное место «искатели приключений» показать не могут…
А в начале ХХI века в замке несколько туристов узрели привидение молодой женщины и даже провели там несколько ночей в ожидании незнакомки, но больше она не появилась…
Раскопки, которые проводятся в текущем году на территории Быховского замка, возможно, развеют некоторые мифы и легенды старой крепости, а может, и наоборот, добавят им новые черты таинственного и неизведанного…
Сергей ЖИЖИЯН, директор Быховского районного историкокраеведческого музея.