Хуже всего абитуриенты решают задания с синусами и оформляют прямую речь
Чтобы хорошо сдать централизованное тестирование, нужно для начала его отрепетировать. Для этого и придумано репетиционное тестирование. Но и этого будет мало, ведь важнее всего знать, какие ошибки ты допустил и, главное, почему. Правда, с репетиционных тестов задания забирать нельзя, а изучая свои плюсы и минусы, стоящие напротив правильно и неправильно выполненных заданий, сложно вспомнить, какое именно было 15-м или 26-м.
Но на самом деле получить разбор своего теста реально. Сегодня в Беларуси консультации по результатам РТ проводит Гродненский университет и Лицей БГУ. Причем консультации эти может получить абитуриент из любой точки страны, ведь проходят они заочно.
– У нас заключен договор с Республиканским институтом контроля знаний, – рассказал «КП» заместитель директора по учебной работе Лицея БГУ Игорь Варакса. – Поэтому мы имеем результаты всех прошедших РТ. Мы находим информацию на конкретного абитуриента и отправляем ему по электронной почте полный и подробный разбор тех заданий, в которых он допустил ошибки: какие варианты ответов были правильные, почему, в каком параграфе и какого учебника можно найти правило.
Мы же решили поговорить с преподавателями, которые составляли ответы для консультаций, чтобы выяснить, где самые большие пробелы у наших абитуриентов*.
Русский язык: Даже грамотный человек может наделать в тесте ошибки
– Самое сложное в тестах в том, что нам в нашей речевой деятельности никогда не придется ставить крестики и делать выбор. Нам нужно писать, говорить, слушать и читать, – считает преподаватель русского языка Лицея БГУ, доцент филфака БГУ Татьяна Игнатович.
– Выходит, даже грамотный человек может сделать в тесте ошибки?
– Естественно. Поэтому самый главный вывод – к тесту нужно готовиться специально. Даже доки в языке, победители международных олимпиад не всегда на 100% справляются с тестами. Тут задания специфические.
– Какие задания оказываются легче, а какие сложнее для абитуриентов?
– Традиционно легко они определяют значение слов, подбирают синонимы-антонимы, выбирают слова из предложения, соответствующие предложенной схеме, знают состав слова, знают, как пишутся НЕ и НИ, приставки ПРЕ-/ПРИ-.
На первом этапе самым сложным, к примеру, для наших лицеистов оказалось задание на нахождение определенных частей речи. Например, нужно найти предложения, в которых выделенное слово является прилагательным. И выделены не только прилагательные, но и наречия.
Все вокруг было зелено – прилагательное, которое отвечает на вопрос какой? или каков? и в краткой форме выполняет функцию сказуемого.
Он сердито взглянул на меня – наречие, которое отвечает на вопрос как? и зависит от глагола.
В таком задании важно оценить принадлежность того или иного слова к определенной части речи по его значению, по вопросу, по синтаксической функции. Ведь в подобных заданиях бывают одинаковые слова.
Ее лицо было рассеянно (каково? – прилагательное).
Он глядел рассеянно (как? – наречие).
Тяжелыми традиционно оказываются задания по словообразованию. Чтобы найти «предка» слова, нужно искать самое близкое слово по значению и структуре.
К примеру, такое задание:
Определить, где производящее и производное слово объединены правильно.
Переиздать → переиздание – верно, потому что существительные на -ений, -аний, обозначающие действие, всегда отглагольные.
Крепить → прикрепление. Неверно, так как слово прикрепление образовано от глагола прикрепить, а не крепить.
Воспитать → воспитательница. Тут работает гендерный принцип: все женские определения образованы от мужских. Значит, слово воспитательница образовано от воспитателя. В этой паре пропущен воспитатель.
Всегда сложно дается абитуриентам правописание конструкций с союзом как. Пример: найдите предложения, где ставится запятая.
Баритон принадлежал не кому иному, как почетному гостю… – в устойчивых конструкциях не кто иной как, не что иное как всегда ставится запятая.
Мать встала рядом с Павлом и сложила руки на груди, как это сделал сын. – как присоединяет придаточное предложение, запятая нужна.
В пищевой промышленности используют солодку как суррогат сахара. – как здесь используется в обороте со значением «в качестве», запятая не нужна.
Математика: если знаете, как заплатить за квартиру, минимальный балл должны набрать
Традиционно математика – один из самых востребованных, но и самых сложных предметов на ЦТ.
– Мне кажется, такие удручающие результаты по математике по стране связаны с тем, что на ЦТ приходят случайные люди. Я допускаю, что они даже не дочитывают условия задач, – уверена преподаватель математики Лицея БГУ Анастасия Зенькович.
– Тот, кто не достиг минимального порога в 20 баллов, какими знаниями в математике обладает?
– Боюсь, что никакими. Если у человека есть маломальские знания и на бытовом уровне он в состоянии рассчитать свои коммунальные платежи и расплатиться в магазине, 20 баллов на ЦТ он в состоянии набрать. Таких элементарных знаний должно хватить.
Кстати, в тестах часто есть задачи совершенно практические.
– А что самое сложное для абитуриентов?
– Наибольшее затруднение вызывают задания с модулями – уравнения или неравенства. В ЦТ этого года это было задание В8. Есть универсальный способ решение таких заданий, но он очень длинный и его не всегда удобно применять. Поэтому, как правило, в тестах подобные задания рассчитаны на то, что абитуриент проявит творчество при решении – заметит что-то, что облегчит решение. Здесь нужна определенная наблюдательность.
Традиционно вопросы вызывают задания с синусами-косинусами. Из моего наблюдения, ребята к этой теме относятся с осторожностью.
И очень часто затрудняют решение текстовые задачи.
В одном из вариантов ЦТ этого года была такая задача.
«Автомобиль проехал некоторое расстояние, израсходовав 21 литр топлива. Расход топлива при этом составил 9 литров на 100 километров пробега. Затем автомобиль существенно увеличил скорость, в результате чего расход топлива вырос до 12 литров на 100 километров. Требуется узнать, сколько литров топлива понадобится автомобилю, чтобы проехать такое же расстояние с увеличенной скоростью».
|
Беларуская мова: уплывае граматыка рускай мовы
– Спецыфіка беларускай арфаграфіі і граматыкі ў тым, што яны не падобны да арфаграфіі і граматыкі рускай мовы, – лічыць выкладчык беларускай мовы Ліцэя Наталля Краўцэвіч. – Уплыў рускай мовы даволі значны – гэтым і тлумачацца многія тыповыя памылкі.
Да прыкладу, у заданні на правапіс мяккага знака і апострафа гэты ўплыў відавочны: словы прэм’ ер, п’еса вучні часта пішуць з мяккім знакам, замест апострафа, які ставіцца пасля губных зычных.
Пры выкананні задання на правапіс прыметнікаў з суфіксам –ск- трэба памятаць, што спалучэнне каранёвага т і суфікса –ск- будзе перадавацца спалучэннем цк: дэпутацкі, адвакацкі. А каранёвы д перад суфіксам –ск- захоўваецца: суседскі, шведскі, што не адпавядае вымаўленню.
Суфіксы дзеепрыметнікаў у беларускай мове пішуцца з адной літарай н: сказаны, зроблены, а пад уплывам рускай мовы многія пра гэта забываюць.
Варта помніць і пра ўжыванне склонавых формаў займеннікаў, якія таксама адрозніваюцца ад формаў рускай мовы: займеннікі ты, сябе ў родным склоне маюць формы цябе, сябе, у давальным – табе, сабе. А ў рускай мове – тебя, себя, тебе, себе суадносна.
Ёсць адрозненні і ў спалучальнасці слоў у словазлучэннях. Трэба памятаць, што назоўнікі і прыметнікі, якія спалучаюцца з лічэбнікамі два, тры, чатыры, ужываюцца ў форме назоўнага склону множнага ліку: два стрыечныя браты, тры апошнія тыдні.
Спалучэнне меншы брата няправільнае, таму што пры ўтварэнні простай формы ступені параўнання прыметнікаў ужываецца прыназоўнік за – меншы за брата. Або падзякаваць (каму?) бацькам, а ў рускай мове поблагодарить (кого?) родителей. Яшчэ прыклад: знаёмы подпіс, а не знаёмая подпіс (трэба памятаць, што ў беларускай і рускай мовах часта не супадае форма роду назоўнікаў).
* все примеры заданий взяты из сборников централизованного тестирования 2013 года.