Как изменилась ответственность за нарушения в сфере природопользования
Вступил в силу обновленный Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, который претерпел существенные изменения. Они коснулись в том числе и статей, предусматривающих наказание за нарушения в сферах рыболовства, охоты и лесопользования. Этой тематике посвящена глава 16 КоАП, которая называется «Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования».
Основные статьи, квалифицирующие нарушения по компетенции Госинспекции:
16.1. Нарушение технических требований или нормативов в области охраны окружающей среды,
16.16. Нарушение правил лесопользования,
16.17. Незаконная рубка, незаконные удаление, пересадка, повреждение или уничтожение древесно-кустарниковой и иной растительности,
16.18. Нарушение правил лесовосстановления и лесоразведения,
16.25. Нарушение правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, добычи других водных животных,
16.26. Незаконные изготовление, приобретение, хранение или сбыт орудий добычи рыбы и других водных животных
16.27. Нарушение правил ведения охотничьего хозяйства и охоты.
Статьи не просто поменяли свои номера. Некоторые нормы были добавлены, но главным изменением стало почти повсеместное снижение нижней и верхней планки штрафов как для физлиц, так и для юрлиц и индивидуальных предпринимателей, что свидетельствует об общей тенденции к либерализации. А при определенных условиях нарушителей могут даже освободить от ответственности с вынесением предупреждения.
Например, за незаконную добычу рыбы в отношении гражданина теперь может быть назначен штраф от 10 до 30 базовых величин (ранее от 20 до 50), в отношении ИП – от 20 до 100 б.в. (ранее от 50 до 200), в отношении юрлица – от 100 до 500 (ранее от 500 до 1000). Также для всех категорий снижены штрафы за менее значительные нарушения правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, а для граждан – еще и за приобретение, хранение и сбыт сетных орудий. Отдельным пунктом в статье 16.25 прописали ответственность за лов рыбы с превышением общего количества крючков, чем «грешат» многие рыболовы – штраф до 30 б.в.
Снижены штрафы для физлиц и за незаконную охоту – от 10 до 30 б.в. (ранее от 20 до 50), перемещение нелегально добытой дичи – от 20 до 30 б.в. (ранее от 20 до 50), повторные нарушения правил безопасности охоты или ношение запрещенных боеприпасов – от 10 до 30 б.в. (ранее от 10 до 40), нарушение порядка исправления ошибочных записей в документах на охоту, если оно также совершено повторно или повлекло за собой ущерб – до 30 б.в (ранее до 40). Кроме того, в части 9 статьи 16.27 оговорено обстоятельство, которое ранее сложно было квалифицировать: если у охотника во время проверки не окажется при себе необходимых документов, но в принципе они имеются, ему грозит небольшой штраф – до 10 б.в.
Что касается лесопользования, здесь тоже наблюдается тенденция к снижению штрафных санкций с определенной градацией. Так, в отношении физлиц за незаконную рубку, совершенную в эксплуатационных лесах, теперь предусмотрен штраф до 20 б.в. (ранее до 30), за рубку в природоохранных, рекреационно-оздоровительных и защитных лесах – от 5 до 30 б.в (ранее от 5 до 50).
Однако для ИП и юрлиц незаконные рубки будут иметь те же последствия, что и ранее. При этом ответственность за нарушения правил лесопользования в части порядка отпуска древесины на корню, проведения рубок леса и вывозки заготовленной древесины либерализирована также для ИП – штраф до 50 б.в. (ранее от 10 до 100) и юрлиц – штраф до 100 б.в. (ранее до 200).
За нарушение порядка освидетельствования лесосек – штраф до 15 б.в. (ранее до 30), за нарушение правил отвода и таксации лесосек – до 5 б.в. (ранее до 10).
Из-за выявления большого количества нарушений в области лесовосстановления по инициативе Госинспекции в новый КоАП была добавлена соответствующая статья 16.18. Теперь нарушение сроков лесовосстановления или лесоразведения, порядка обследования участков и перевода лесных насаждений влечет наложение штрафа на физлиц до 30 б.в. По статье 16.1 можно будет привлечь за нарушения правил и нормативов при воспроизводстве лесов и юридическое лицо, но также с более низкой планкой штрафа – до 100 б.в. (ранее до 500).
Существенное примечание, свидетельствующее о либерализации законодательства, размещено вначале главы 16 КоАП:
Лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное настоящей главой, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение с вынесением ему предупреждения при соблюдении одновременно следующих условий:
– оно признало факт совершения им административного правонарушения и выразило согласие на освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения;
– в течение одного года до совершения административного правонарушения на лицо не налагалось административное взыскание и лицо не освобождалось от административной ответственности с вынесением предупреждения за такое же административное правонарушение;
– при наличии вреда, причиненного окружающей среде в результате совершения данного административного правонарушения, лицо добровольно возместило такой вред до объявления постановления по делу об административном правонарушении.
Согласно статье 5.3 КоАП, предупреждение состоит в письменном предостережении лица, совершившего административное правонарушение, о недопустимости противоправного поведения с его стороны и правовых последствиях повторного совершения данного административного правонарушения.
А.А. Савченко,
начальник Быховской МРИ ОЖиРМ.