Именные буренки Марии Рыбалко

Ее рабочий день проходит не в теплом кабинете, да и сам род деятельности простым вряд ли назовешь. Подопечные Марии Рыбалко не умеют разговаривать, однако протяжное «му-у-у» и радостное оживление, с которыми они встречают женщину, красноречивее слов. Буренки заждались!
В сарае животноводческого комплекса Золотва-2 филиала «СК «Дуброва» ОАО «Могилевский завод лифтового машиностроения», где содержатся телочки с четырехмесячного возраста, чисто. Животновод Мария Рыбалко только закончила уборку кормового стола. Есть свободная минутка в плотном рабочем графике – можно немного передохнуть, а заодно и поговорить.
— Сколько же у Вас буренок? — задаю вопрос, даже не пытаясь сосчитать, на мой взгляд, огромное стадо.
— Сто тридцать телочек, — улыбается собеседница и, предчувствуя мою следующую реплику, продолжает. — У меня на выращивании и не столько было. Случалось, что и о 150-ти головах приходилось заботиться. Важно выработать систему, чтобы все животные были досмотрены.
В семь часов утра Мария Рыбалко переступает порог сарая и начинает … обход. Каждое животное — в поле зрения. В первую очередь обращает внимание на активность буренок. Животновод с четырнадцатилетним стажем знает: не встречает телочка на «своих четверых» кормилицу, не поднимается после ласкового похлопывания — приболела. Срочно за ветеринарным врачом бежать нужно!
Правда, подобное нечасто случается: уход за коровками добросовестный, качественный. Кормление по технологии — в ежедневном рационе животных всегда есть сено, сенаж, мука. В поилках — свежая вода.
Отсюда и хорошие результаты непростого во всех отношениях труда. У животноводов они измеряются в привесах. За месяц каждая телочка «прирастает» на 20-25 кг. Значит, общий «плюс» группы — примерно 2,7 тонны за те же тридцать дней. Арифметика простая, но во всех смыслах весомая!
Пока группу подопечных выгуливают на свежем воздухе, Мария вместе с рабочими вычищают сарай — меняют старую подстилку на новую, свежую.
— Видите, животные тоже комфорт любят, — замечает животновод и после небольшой паузы продолжает. — Все, как у людей.
Последняя фраза, признаться, удивила. А Мария уже увлеченно поясняет, указывая на конкретных буренок, у которых, к слову, даже клички есть:
— Это только сразу кажется, что все телочки одинаковые. Так сказать, «на одно лицо». Это Шапочка. Видите, она сама беленькая, а на голове черная окантовка. Вот Снежинка – белая спинка. А разве эта пятнистая красавица не заслуживает называться Далматинкой?
Мария Рыбалко уверяет: у каждой подопечной свой характер. Одна — покладистая и ласковая. Руку протяни — обязательно шершавым теплым языком оближет. Другая — упрямая, с норовом. Такая, прежде чем на улицу выйти, животновода заставит за ней по всему сараю гоняться — вымотает так, что семь потов сойдет!
Химик-лаборант по образованию, много лет назад Мария Рыбалко решила посвятить свою жизнь заботе о животных. Говорит: душа к ним лежит. Когда телочки достигают шестимесячного возраста и приходит время передавать их на поруки другому животноводу, она всегда очень переживает. Видимо, успевает «прикипеть» к каждой буренке.
— Животные без ласки не могут, — делится Мария. — Они доброе отношение остро чувствуют. И отвечают на него взаимностью.
Алеся МУХАЧЕВА.