Летописец Быховщины Николай Левченко

С Николаем Левченко, одним из наиболее известных сегодня журналистов, литераторов и литературных критиков Приднепровского края, уже неразрывно связана история последних десятилетий одного неповторимого, и моему сердцу также дорогого, его уголка – Быховщины. Им созданы портретно-газетные и книжные галереи из сотен ее жителей, бывших и нынешних, и многочисленных событий, происходивших и происходящих на этой древней и всегда молодой земле.
Работа в районной газете помогла ему объехать и обойти всю Быховщину, познакомиться с ее богатой историей, недалеким еще героическим прошлым и теми людьми, которые ратными делами и мирным трудом создавали историю своего края, историю своей Родины. Мужественные и трудолюбивые, энергичные и деятельные, известные и неизвестные – они истинное ее золото, бесценное ее богатство.
Ветераны войны и труда, хлеборобы и животноводы, колхозники и рабочие, педагоги и врачи, специалисты и руководители – ими создавалось и создается прошлое, настоящее и будущее этой земли.
Из газетных публикаций многие из них перешли в документально-публицистические, прозаические и стихотворные книги Николая Левченко «Пад знакам зялёнай ружы», «Шчырасць», «Зеленое золото», «Уроки мужества», «Непраходзячы боль», «Крылатая гвардия», «Вяртанне», написанные на русском и белорусском языках, которыми одинаково мастерски владеет. Эти публикации и книги и составляют сегодня своеобразную и яркую летопись этого региона.
Особая же галерея в его собственной признательной памяти состоит из школьных педагогов, а также учителей человечности и профессионализма из Быховской «районки». Есть в ней и люди других профессий и рода деятельности.
– Мне в основном везло по жизни на хороших людей, – считает Левченко. – Плодо-творно работалось в разные годы на Быховщине с первыми секретарями райкома партии Станиславом Титковым, Владимиром Кучинским, Александром Позюмком, председателем райисполкома Федором Беляевым, другими руководителями, помогавшими как словом, так и делом.
То же самое могу сказать и о недавнем руководителе района Николае Коротине. Интеллигентном, чутком, справедливом и в то же время требовательном человеке, содействовавшем не только написанию нескольких моих военно-патриотических книг, посвященных ветеранам Великой Отечественной войны и малолетним узникам фашистской неволи из Быховщины, а также гвардейцам из дислоцировавшейся в послевоенное время в Быхове 57-й Краснознаменной Смоленской морской ракетоносной авиадивизии, но и их изданию.
На первом же плане памятной галереи Николая, конечно, родители Владимир Иванович и Пелагея Селиверстовна, живущие на Костюковщине. Откуда, кстати, родом и наш герой. Там его корни. Там он постигал первые уроки жизни и проходил начальную ее школу.
О костюковичских его корнях мало кто уже и помнит на Быховщине. Считают своим, местным. Но своего летописца сюда, видимо, приводила сама Судьба. Причем несколько раз.
Детское увлечение литературой, с одобрения родителей, привело Колю еще в школьные годы к пробе пера в Костюковичской районной газете «Сцяг камунізма». Была она небезуспешной, и внештатное сотрудничество с этим изданием развивалось даже в период его срочной службы в рядах Группы Советских войск в Германии. Рассчитывал уже по ее завершении на работу в штате редакции газеты. Однако приход туда после демобилизации был не особо оптимистическим – вакантных мест не было.
Правда, тогдашний редактор «Сцяга камунізма» Петр Побоко пообещал узнать о вакансиях у коллег. Причем при ближайшей возможности.
И сдержал свое слово. В ходе его разговора с известным журналистом и многолетним руководителем быховского «Маяка Прыдняпроўя» Георгием Борисовым выяснилось, что свободное там место корреспондента ждет сотрудника. Но только способного и инициативного парня.
Не теряя времени даром, осенним днем 1974 года Николай впервые переступил редакционный порог «Маяка». Доброжелательная, казалось бы, встреча с его лидером, завершилась первым редакторским заданием – подготовить в ближайший номер фотокорреспонденцию с известного местного предприятия – Грудиновского спиртзавода. Естественно, это было своеобразное испытание для будущего журналиста. Возможно, первое и последнее. Тем более, что в паре с ним был уже закаленный фоторепортер.
Конечно, побыть на таком предприятии и не отведать его продукции, было нельзя. Наутро состояние, мягко говоря, было болезненным. Собрался, и через несколько часов первый его материал для быховской «районки» был уже на редакторском столе. После обеда тот сам подошел к начинающему корреспонденту с вердиктом:
– Я тебя там подправил. Будешь работать!
Хотя и со встряски, но в целом удачно начавшаяся для него журналистская карьера развивалась потом поступательно – корреспондент, заведующий отделом, заместитель редактора.
Благополучно складывалась и семейная жизнь – рождение дочери и сына, новоселье в трехкомнатной квартире.
Работа между тем сопровождалась заочной учебой в двух вузах – Белорусском государственном университете имени Ленина и Высшей партийной школе при ЦК КПБ – и получением двух высших образований, но по одной специальности: «Журналистика». Диплом ВПШ был вручен в 1985 г. За ним последовало и партийное направление на новую работу – редактором Славгородской районной газеты с обещанием скорейшего получения там жилья.
Но обещанного, как известно, три года ждут. Приехав в Славгород, увидел на месте будущего многоквартирного дома только котлован. Походив же по кабинетам, выхлопотал в расчете на семью только комнату в общежитии.
И как было поступить в такой ситуации? Семью в общежитие не перевезешь, и одному перебираться в Славгород – тоже не вариант. Несмотря ни на что, решил остаться в Быхове. Естественно, такая вольность была непростительной для коммуниста. И хотя партийный билет у него остался, и даже без какой-либо «карательной» записи, но с любимой работой пришлось попрощаться.
А попробуй в такой ситуации найти новую в небольшом райцентре! Готов был пойти и в рабочие. Но кто возьмет? Тем более при двойном для него «вето» – негласной установке даже тех поздних советских времен об отказе в приеме на рабочие профессии специалистов с высшим образованием и персонально закрытом для него «шлагбауме» на работу.
Однако мир никогда не был беден на отзывчивых и смелых людей. Свое надежное плечо подставил безработному журналисту тогдашний руководитель райсельхозхимии Василий Гончаров, предложивший ему инженерную должность в своей организации.
Безусловно, это было хотя и хорошим, но временным выходом из сложной ситуации. Временная для Левченко работа продолжалась около года, пока не потребовался журналист в районную программу радиовещания «Веснік Быхаўшчыны». Радиожурналистский его путь был длиной в четыре года и вывел вновь на «Маяк Прыдняпроўя», куда он возвратился в 1991 году уже в качестве его главного редактора.
Многие уже годы рабочей для него, по сути, является вся неделя. Если первые пять ее дней, конечно, отдаются редакторской и журналистской работе, то выходные забирает литературное творчество, прихватывая еще и вечерне-ночные часы трудовой недели.
– Забыл уже, – признается Николай Владимирович, – когда отдыхал. Задумав в свое время написать к своему 50-летию цикл из 50 небольших рассказов, претворил его жизнь, издав свою первую книгу «Пад знакам зялёнай ружы». Под этим счастливым для меня знаком и развивается цикл моего литературного творчества.
Плодотворна и газетная работа Левченко. Причем и в качестве руководителя «Маяка Прыдняпроўя», и журналиста. Подтверждение тому – один из наиболее высоких тиражей среди районных газет области, составляющий в течение нескольких лет около 6 тыс. экземпляров, и многочисленные успехи на областных и республиканских творческих конкурсах, а также в областном соревновании среди региональных государственных периодических изданий. К слову, в этом соревновании и редакция, и Левченко были и его победителями, и призерами.
Сплоченность и профессионализм редакционного коллектива содействовали сегодняшнему его новому достижению – выходу на самоокупаемость. Сам же его давний лидер приурочил к приближающемуся своему 60-летнему юбилею выход в свет новой книги-исповеди «Вяртанне».
– Может, у кого-то возникнет иное мнение по поводу исповеди, – считает ее автор. – Только, наверное, не во мнении сущность, а в желании сказать читателям то, что они хотят услышать. Для этого стоит жить и творить.
З літаратурнага зборніка Міколы Леўчанкі “Вяртанне”
Журавы
Апошні дзень размеранага лета,
Халодны і без ліўневых дажджоў,
Нібыта ўся вялікая планета
Прыродаю зачаравана зноў.
Не ведае, што завітала восень,
І з поўначы прынесла халады,
Усё радзей сінее неба просінь
Часцей на азярыне гладзь вады.
А ў вышыні, кранаючы аблокі,
Пад незабыўны пошум баравы
Ляцяць удзень і на зары світальнай,
Калі за гарызонтам сонца спіць.
І важаковы покліч развітальны
Яно ў калысцы чабаровай сніць.
Апошні дзень гарэзлівага лета,
Нідзе няма жаданай сінявы,
Курлычуць над суцішанай планетай
Самотна і тужліва журавы.
Выток
Шэсцьдзясят амаль ужо
пражыта,
Кожны год адметны мае крок,
На пагорку каласуе жыта –
Роду старажытнага выток.
Мы сталелі на жытнёвым хлебе,
Ды й яго ўдосталь не было.
Спелі зоркі ў васільковым небе,
Бусел спрабаваў сваё крыло.
Ён кружляў над роднаю буслянкай
Бела-чорным крыжам спакваля.
І пад спевы ціхай калыханкі
Засынала стомлена зямля.
О, зямля, дзяцей маіх калыска,
Ты ўсіх люляла доўгі час,
Мо, таму не падпускаеш блізка
Да мяне стрыножаны Пегас?
Я яго ўсё роўна зацугляю
І на свой падворак забяру.
Хай на крылах творчасці ўслаўляе
Любую краіну Беларусь.