Бдительность – главная защита
Сегодня интернет занимает весомую часть нашей жизни: посредством всемирной паутины мы общаемся, следим за новостями, проводим досуг за просмотром фильмов. А для некоторых интернет-площадки стали реальным способом заработать. Вот только не все делают это легально, пытаясь воспользоваться неосведомленностью и наивностью граждан.
В большинстве случаев следы злоумышленников ведут в страны зарубежья, а потому привлечь их к ответственности не всегда удается. Поэтому основное оружие в борьбе с киберпреступниками – бдительность и соблюдение простых правил.
О профилактике мошеннических действий мы поговорили с начальником отдела внутренних дел райисполкома Юрием Колотилкиным.
– Есть ли какие-то явные признаки мошенничества со стороны покупателя при продажах в интернете?
– Да, главное вовремя обратить на них внимание. Покупатель не особо интересуется товаром, быстро демонстрирует свое желание сделать покупку и переходит к разговору о способе оплаты. Просит вас назвать полные реквизиты карты, при помощи которых он сам легко сможет расплатиться вашей картой. Просит вас сообщить ему различные коды, которые придут к вам на мобильный телефон, якобы необходимые ему для совершения платежа.
– Как вычислить нечистого на руку продавца при покупках в интернете?
– Отсутствует адрес и телефон, все общение предлагается вести через электронную почту или программы обмена мгновенными сообщениями. Не указано реальное имя продавца, человек прячется за «ником». Отсутствует фото товара, а его цена слишком низкая в сравнении с аналогами у других продавцов. Продавец требует полную или частичную предоплату, принимает оплату только на анонимные реквизиты: электронные кошельки, пополнение мобильного телефона.
– Как распознать телефонного злоумышленника?
– Сотовый и проводной телефон используется как средство передачи голосовой информации. Например, «ваш сын попал в аварию…», «мама/папа, у меня проблемы…», «это из банка/соцзащиты и прочее…». Мобильный используется для передачи СМС с ложной информацией: «мама, кинь мне на этот номер денег, потом все объясню», «ваша карта заблокирована, подробности по тел..», «с вашего счета списано 5000 рублей, подробности по тел…».
– Как действовать в подобных ситуациях?
– При телефонном звонке от имени якобы родственников и сообщении о трудной ситуации следует дозвониться до родных и близких, о которых идет речь, выяснить подробности случившегося, а не переводить и не отдавать деньги незнакомым людям. Перезвонить в любое отделение банка, от имени которого пришло сообщение о проблемах обслуживания по расчетному счету/карте, и решить все возникшие вопросы. Мошенники обладают психологическими приемами введения в заблуждение, либо обладают информацией о потерпевшем и его близких. Если в ходе телефонного разговора преступником была получена информация о банковской карте, то необходимо позвонить по телефону, указанному на карте и заблокировать карту. В день совершения мошенничества необходимо обратиться в банк с заявлением о возврате денежных средств на карту, так как банк обязан возвратить денежные средства, если операция была оспорена владельцем карты в день операции.
– Недавно мне от знакомой в мессенджере пришло сообщение с просьбой проголосовать в онлайн-конкурсе, для чего нужно было перейти по ссылке…
– В таких сообщениях злоумышленники отправляют вредоносные ссылки. Типы сообщений: «здесь наши с тобой фото http:\\…, «ваш аккаунт, страница «ВКонтакте» взломаны, пройдите регистрацию http:\\…», «вы выиграли автомобиль, подробности http:\\…», «я по вашему объявлению, согласны ли вы на обмен на это: http:\\foto3.inc…» При получении данного сообщения откажитесь от прохождения по указанной ссылке и активации полученных ссылок. По возможности проверьте, есть ли в сети интернет в поисковых системах сведения о данных ссылках и возможных мошенничествах. Удалите указанное сообщение, если убеждены, что оно не нанесло вред вашему устройству.
– А как определить, что телефон все же подвергся заражению вирусом?
– Признаками заражения мобильного устройства могут быть блокирование операционной системы, блокирование входящих сообщений, отправка искусственно сгенерированных мобильным устройством сообщений.
– Каков алгоритм действий для минимизации последствий в данном случае?
Зараженный мобильный телефон следует немедленно выключить. Сим-карту перевыпустить у оператора, а телефон сохранить для последующего изучения милицией, если было совершено мошенничество, либо передать в сервисный центр, если деньги похищены не были. Если к данному мобильному устройству привязана банковская карта, банковские услуги, то необходимо срочно связаться с банком, заблокировать карту и приостановить обслуживание по счетам. Если с помощью телефона это не удается сделать, то необходимо обратиться в ближайшее отделение банка. Если мобильное устройство используется для доступа к страницам в социальных сетях, то необходимо с другого устройства либо компьютера выйти в социальную сеть и сменить привязанный номер телефона.
Беседовала Екатерина ГУРСКАЯ.