В Беларуси отмечается День железнодорожника
Для начальника станции Быхов Валерия Шило канун профессионального праздника выдался особо волнительным. На торжественной церемонии в Минске ему вручен отраслевой нагрудный знак отличия «Выдатнiк Беларускай чыгункi».
А ведь в молодости о том, чтобы стать железнодорожником, он даже не помышлял. Судьба решила по-другому: вот уже более трех десятилетий жизни связаны со стальной магистралью. И без малого 22 года прошло с момента, когда Валерий Шило стал начальником станции.
Свою любовь к железной дороге передал и сыновьям. Старший нынче начальник производственно-технического отдела Могилевской дистанции пути, а младший — машинист пригородного дизель-поезда…
Но не на личном просил заострить внимание руководитель, приглашая журналистов в свой рабочий кабинет. По большей части рассказывал, как сегодня обстоят дела на железнодорожной станции в целом. И, отвечая на вопрос о складывающейся ситуации, был подкупающе оптимистичен и эмоционален:
— А дела у нас идут очень хорошо. Первое полугодие пролетело быстро, точно «скорый» поезд. По его итогам за высокие показатели в производственном соревновании заняли второе место среди районных железнодорожных станций области. Вот и свидетельство выдали о занесении на Доску Почета РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги».
ДОСТАВЯТ «ЖЕЛЕЗНО»
Станция Быхов является промежуточной станцией IV класса. Это значит, что здесь осуществляется отправление и пропуск поездов, обслуживаются пассажиры. Кроме того, есть пути необщего пользования, на которых производятся грузовые операции. Много ли их было? Сравните. В прошлом году на станции загрузили 1629 вагонов, а разгружали 617. А уже в первом полугодии нынешнего этот показатель составил 2036 и 868 соответственно.
Цифры говорят сами за себя: работают и железнодорожники, и предприятия других сфер. Главные грузоотправители — ГЛХУ «Быховский лесхоз» и ОАО «Торфопредприятие Днепровское», а вот грузополучатели — ОАО «Быховрайагропромтехснаб», ОАО «Славгород-райагропромтехника», а также сельхозпредприятия Быховского и Славгородского районов, которым доставляют удобрения. Строительные грузы заказывают филиал КУП «Могилевоблдорстрой» — ДРСУ №196, ДЭУ-76 РУП «Могилевавтодор», СЗАО «Агролинк».
Справка «МП»:
Движение пассажирских и товарных поездов на Витебско-Жлобинской линии было открыто 8 марта 1903 года, что подтверждается извещением № 7945 сборника тарифов № 1448 об открытии станций на участке Орша-Жлобин: Копысь, Шклов, Лотва, Могилев, Дашковка, Быхов, Тощица, Рогачев.
— Сегодня на станции по четырехсменному графику работают 18 человек, в числе которых два молодых специалиста. Текучки кадров нет. Все люди ответственные, дисциплинированные. Подгонять никого не надо. Коллектив сплоченный и высокопрофессиональный. Основной костяк — представители прекрасной половины человечества. Такая тенденция наблюдается и на других станциях. Почему? На этот вопрос не могу дать ответ, — пожимая плечами, констатирует факт Валерий Шило.
— Свой коллектив, а также наших ветеранов поздравляю с профессиональным праздником. Желаю им и их семьям мира, благополучия. А жизненный путь всегда пускай будет счастливым, — на торжественной ноте завершает разговор Валерий Шило.
Интересные факты
Белорусская железная дорога — одна из основных транспортных артерий страны. Ежегодно железнодорожный транспорт перевозит более 140 млн. тонн грузов и 90 (!) млн. пассажиров.
В начале второго десятилетия XXI века структура БЖД представляет собой хорошо развитую транспортную систему протяженностью более 5 500 километров. Перевозки осуществляются поездами массой до 7 000 тонн и длиной до 1500 метров.
До недавнего времени считалось, что белорусская железная дорога ведет отсчет с 1871 года. Однако ее истинным днем рождения, как свидетельствуют архивные документы, является 15 декабря 1862 года. Именно тогда на территории Беларуси начал эксплуатироваться участок железнодорожного пути из Санкт-Петербурга в Варшаву.
Первый железнодорожный вокзал открыли в Гродно более 150 лет назад. Вообще же, вокзалы на станциях III класса (основных) строились из кирпича, на станциях IV класса (линейных) — из дерева. В каждом из них были помещение для почты, ламповая, где светильники заправляли керосином, отдельные служебные помещения коменданта, агента службы движения, телеграфиста и зал ожидания с круглыми печами. В вокзалах III класса непременно был буфет с деревянным, обсыпанным землей ледником для хранения провизии. Возле каждого вокзала устраивались садики.
Белорусские железнодорожные станции часто находились в не очень людных местах, далеко от крупных городов, где и продукты не всегда можно было купить. Поэтому для железнодорожников и их семей существовали бесплатные проездные документы. По такому проездному жена железнодорожника, к примеру, могла ездить в магазин на соседнюю станцию.
Медицинское обслуживание железнодорожники получали буквально на колесах. Ходили специальные санитарные поезда. Вагончики обустраивали под мини-поликлиники. В них можно было не только оказывать первую помощь, но даже делать операции.
До постройки путей сообщения общего пользования с паровой тягой строились дороги, по которым вагоны с грузами тащили кони. Первой такой дорогой была железная дорога Старинковского металлургического и машиностроительного завода отставного поручика Александра Бенкендорфа. Завод действовал в 40—60-е годы XIX века в д. Старинка Чериковского уезда (сегодня Славгородский район).
Меньше ста лет назад до Столбцов (сегодня райцентр в Минской области) курсировал экспресс Маньчжурия — Столбцы, и существовал поезд Париж — Негорелое! Дело в том, что в 20-е годы Беларусь была разделена на две части. Одна — советская, вторая — польская. Через Столбцы все жители Советского Союза выезжали в Европу, через Негорелое возвращались. В 20—30-х годах прошлого столетия эти миниатюрные, в принципе, станции очень часто упоминались в печати и были нанесены чуть ли не на все карты мира.