Можно ли в магазине рассчитаться по карточке жены?
Почему в сетевых магазинах покупателя с кредиткой просят предъявить доверенность и паспорт?
Вечер субботнего дня. Вы отправились в магазин, взяв с собой банковскую карточку жены. Через полчаса с полной тележкой снеди приближаетесь к линии касс. Выстаиваете 20-метровую очередь, ожидаете, пока кассир «отсканирует» весь перечень вашей гастрономии. Протягиваете карточку — и получаете в лоб вопрос, от которого всем вокруг становится неудобно: «Предъявите ваш паспорт, пожалуйста». Вторым своим замечанием продавец окончательно ставит в тупик и без того растерявшегося клиента: «А где доверенность на карту?» До ближайшего банкомата — полквартала. Деньги, в конце концов, сняты. Очередь возле кассы заметно нервничает и дышит прерывисто, ведь все продукты еще раз прогоняют через терминал. Оплата наличными. Чек. И странное чувство уязвленности. С одной стороны, магазин прав: я рассчитываюсь не своей картой. С другой — 99 раз до этого ваш покорный слуга, оплатив услугу этой же самой картой, выходил из магазинов, отделений почты, АЗС с высоко поднятой головой, без единого намека на замечание. Где же последовательность?
Ничего не попишешь, звоню в банк, выпустивший карточку Visa. Прошу оформить мне доверенность на банковскую карту супруги. И слышу возмущение на том конце провода.
— Никакой доверенности вы не оформите, что за глупости? В договоре ясно и четко написано: карточка — это личный платежный документ, которым может пользоваться один-единственный человек. Удивляюсь, как в магазине у вас не изъяли карту и вообще не вызвали наряд милиции? — обескуражила специалист профильного отдела банка. — То, что вы раньше рассчитывались по ней в магазинах и на заправках, ни о чем не говорит. Это лишь значит, что установленный порядок нарушили не только вы, но и продавцы указанных учреждений. Рекомендую в следующий раз снимать деньги заранее, в банкомате. Если, конечно, у вашей супруги нет возможности рассчитаться самой.
Нет, сидит дома с маленьким ребенком. За совершенный «огрех» мне не стало стыдно — я лишь решил еще раз проверить себя. И других. Заправился на АЗС, рассчитался за покупки в ближайшем к дому супермаркете, заехал в универмаг… Ни единого вопроса — только роспись на чеке. Так кто все-таки виноват в подобных казусах: несознательный потребитель или продавец, который по собственному усмотрению трактует порядок электронных расчетов?
— Все продавцы-кассиры, работающие в нашей системе, уведомлены о том, что Ф.И.О. на карточке нужно сверять с персоналией покупателя. Хотя бы визуально, по полу. Но каждого ведь не проконтролируешь, — говорит директор продуктовой сети столичных магазинов. — Впрочем, проблема не только в человеческом факторе. Расчетные терминалы, которые вы видите на кассах, нам устанавливает банк, с которым заключен договор. Так вот, эта техника порой с самого начала является устаревшей. Например, банковскими картами систем Visa или MasterCard у нас можно рассчитаться только без пин-кода, а это резко повышает риск обналичивания утерянных карт. Отсюда порой излишняя бдительность в наших крупных магазинах.
Тем не менее рассчитаться по чужой карточке явно не проблема — достаточно заглянуть в небольшой магазинчик спального района. А как обстоят дела на столичных АЗС?
Исполняющий обязанности директора «Минскавтозаправки» убежден: проблема с карточками без пин-кода существует. Да, они защищены подписью покупателя на чеке, но на самой магнитной карте она быстро стирается. Кто и за кого в итоге расписывается (если совпадают пол клиента и имя-фамилия), оператору АЗС в большинстве случаев попросту не видно. Отсюда и происки криминала: воришки рассчитываются на заправках чужими «Визами». Несколько подобных случаев уже имели место.
— Приезжает милиция, начинаем разбираться. Смотрим: да, операция выполнена на нашей станции, но видео хранится не более 7—8 дней, а затем удаляется. Так что чем-то помочь тут трудно, — разводит руками исполняющий обязанности. — Неоднократно информировали о такой проблеме банки, с которыми работаем. Но, судя по всему, речь идет о замене программного обеспечения по данному виду операций. Оттого и не спешат. Повесить объявление предупреждающего свойства: мол, с чужой карточкой на АЗС не приезжай? Не знаю, не знаю, люди и так недовольны растущими ценами на топливо. Стоит ли утомлять их лишний раз очередным предупреждением или запретом?
В Управлении «К» МВД не отрицают: случаи похищения денег с пластиковых карт по-прежнему встречаются. Но редко. Всплеск подобных обращений фиксировался в начале 2000-х годов, когда республика массово переходила на карточную систему начисления зарплаты. В последние годы в Беларуси не зарегистрировано ни одной логически выстроенной цепочки подобных преступлений. Во-первых, повысился уровень осведомленности самих держателей карт. Во-вторых, видеокамеры в банкоматах и торговых залах позволяют быстро вычислить и найти похитителя. А рисковать ради 3—4 млн. рублей серьезный криминал не будет…
Что в сухом остатке? Явное противоречие: банки пытаются максимально защитить своего клиента, сфера услуг делает все, чтобы не потерять прибыль, простой покупатель в итоге попадает в глупое положение. А все почему? Нет единообразия.
Знаете, как я решил свой вопрос? Потратил полдня и оформил в банке вторую карточку на карт-счет жены. Но уже на свою фамилию. Надеюсь, теперь в магазин за хлебом-молоком можно будет отправиться без паспорта.
Василий МАТВЕЕВ, РЭСПУБЛIКА